Пятница, 13.06.2025, 23:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Как помочь ребёнку. Аутичные дети.
07.03.2016, 17:15

Что такое аутичность?

"Аутичность "— (от греческого — сам) — обозначает крайние нормы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний — такое объяснение аутизма дает психологический словарь. Впервые этот термин был введен швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлером Это нарушение можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. Мать может обратить вниманий на то, что ребенок не тянется на руки. А 3-5 лет — это тот возрастной период, когда признаки аутизма могут проявиться очень ярко.

Бельгийские психологи К. Гилберг и Т. Питере выделяют три основных блока, в которых прослеживается это нарушение.

-     речь и коммуникация;

-     социальное взаимодействие;

  • воображение.

Причины возникновения аутизма в настоящее время не исследованы в полной мере. Чаще всего среди причин называют нарушения внутриутробного развития плода и истощающие болезни раннего детства. Аутизм редко приходит один: ему могут сопутствовать эпилепсия, нарушения зрения, слуха, соматические заболевания, повреждения мозга, заболевания кожи и др. Нарушение может проявляться в разных формах. Иногда у ребенка наблюдается большое количество симптомов, присущих аутичным детям. Это классический аутизм. Он встречается только у одного ребенка из тысячи. Но в детском саду нам приходится сталкиваться с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Данное нарушение у мальчиков встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

3.2 Портрет аутичного ребенка

Аутичные дети со стороны кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого взгляда (глаза в глаза), и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица (брови, нос, губы) или детали одежды (брошь, воротник). Для них характерен отсутствующий взгляд.

Такие дети избегают контактов с людьми, у них нет желания и стремления общаться, в отличии от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов со взрослыми и с детьми, но по какой-либо причине боятся вступить в них.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, для них характерна индивидуальная игра. Причем, они могут годами одержимо играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Им свойственны стереотипные механические движения и действия (например, многократное включение и выключение света, воды). Иногда можно увидеть ребенка, который подолгу бесцельно совершают однотипные движения телом (например, раскачивания), механически размахивает каким-то предметом, стереотипно ударяет по мячу. И эти движения могут повторяться изо дня в день. Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни (например, перестановка мебели, спрятанная игрушка) или в режиме могут стать для них травмирующим фактором.

Не всегда аутизму сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Поэтому аутичные дети довольно часто проявляют успешность при работе с головоломками, кубиками, мозаиками, и этот фактор необходимо использовать в налаживании контактов с ними. Иногда этим детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Такие дети даже могут быть парциально одаренными в различных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, играть в шахматы, рисовать, считать. Но игры и занятия аутичных детей, как правило, далеки от реальной ситуации, содержание их монотонно, поведение однообразно.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи, причем, важно отметить, что этот недостаток они даже не пытаются компенсировать в общении жестами, мимикой (в отличии от других детей, которым не свойственно нарушение общения). Даже если отклонений в развитии речи не наблюдается, ребенок во время общения не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему все равно трудно поддерживать разговор с другими детьми.

Понятие "Я" этим детям чуждо. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это их родители по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у них хорошая, они нaдoлгo запоминают отдельные высказывания (иногда очень умные, взрослые, не соответствующие их возрасту и уровню развития) и, не вдумываясь в смысл, воспроизводит их, приводя в восхищение и умиление родителей.

Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним. У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они могут неверно ставить ударение в словах. Научить их правильно произносить олова довольно трудно.

К.С.Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-психолого-педагогической помощи значительная часть таких детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальную одаренность. Поэтому чем раньше воспитатели и родители обратят внимание на такого ребенка, тем эффективнее окажется их помощь.

3.3 Диагностика аутичного ребенка?

Для того, чтобы воспитателю легче было выявить аутичного ребенка или ребенка с аутистическими чертами, мы приводим таблицу, разработанную К.Гилбергом и ТПитерсом.

Таблица №1

Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизме.

возраст месяцы

Нормальное развитие

 

Раннее развитие при аутизме

 

2

Издавание гласных звуков, гудение

 

6

 

Диалоги в виде гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных.

Ограниченные или необычные гудения (визги, крики). Жесты, звуки, выражения не имитируют.

12

 

Первые слова, лексика с интонацией, похожей на предложения Язык — все чаще для комментирования среды. Игры с гласными звуками. Жесты и вокализация для привлечения внимания, указывания, просьб.

Могут появиться первые слова, но не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся грудным для интерпретации.

 

18

 

Первые слова, лексика с интонацией, похожей на предложения. Язык — все чаще для комментирования Среды. Игры с гласными звуками. Жесты и вокализация для привлечения внимания, указывания, просьб.

 

 

24

 

Сочетания 3-5 слов. Простые вопросы (где папа?). Слово "Это" сопровождает жестами. Себя — по имени, но не как "Я". Краткий повтор высказываний. Не может поддержать тему разговора. Речь сфокусирована на настоящее время и место."

Обычный словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, а затем исчезают. Жесты не развиваются. Присутствуют несколько указывающих на объект жестов.

 

36

 

Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы (множ. число, прош. время, предлоги) применяются правильно. Эхолалия редкая. Возрастает использование языка для обозначения "там и тогда". Много вопросов. Чаще для продолжения разговора, чем для информации.

Комбинации слов редки. Повторяет фразы. Эхолалия. Язык использует не творчески. Плохой ритм, интонация. У половины — бедная артикуляция, речь не осмысленная. Берет взрослых за руки и подводит к объекту, ждет когда дадут предмет.

 

48

 

Комплексные структуры предложения. Поддерживает тему беседы, дает информацию. Просит объяснить высказывания. Приспосабливает уровень языка к собеседнику.

Может творчески создать комбинации из 23 слов. Эхолалия сохраняется. Копирует телеведущих. Произносит просьбы.

60

 

Большой комплекс струкгур, владеет грамматическими структурами. Оценивает предложения как грамматические и неграмматические, делает исправления. Развивает понимание шуток, узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления языка в соответствии с ролью и положением слушателя.

Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени), не может поддержать разговор. Неправильно использует высказывания. Эхолалия. Редкие вопросы часто повторяются. Нарушены тон и ритм речи.

 

 

 

Социальные взаимодействия

Возраст месяцы

Нормальное развитие

 

Раннее развитие при аутизме

 

2

 

Поворачивает голову на звук, улыбается

 

 

6

 

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут. Повторяет действия, имитирует.

Менее активен, чем нормальный. Некоторые очень возбудимы. Слаб зрительный контакт. Нет ответных соц. проявлений.

8

 

Отличает родителей от незнакомых. Игры типа "Дай и возьми". Игры в прятки ("ку-ку"). Показывает объекты взрослым. Машет на прощанье. Плачет и ползет вслед за уходящей мамой

Трудно успокаивается. Треть детей замкнуты, отвергают взаимодействие. Треть — любят внимание, но мало интересуются окружающими.

 

12

 

Чаще инициирует игры. Ведущая и отвечающая роль при взаимодействии. Растет зрительный контакт со взрослыми во время игр.

Контактность снижается с развитием способности ходить и ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью.

18

 

Появляется похожее на игру, показывает на игрушки, предметы. Рост контакта во время игры.

 

 

24

 

Эпизоды, похожие на игру. Начало игровой деятельности на фоне моторной активности.

 

Родителей отличает, но привязанности не выражает. На ласки отвечает автоматически, если попросят. Чужих не различает. Могут быть сильные фобии. Предпочитает одиночество.

36

 

Обучаются взаимодействию, эпизоды взаимодействий со сверстниками, частые ссоры. Любит помогать по дому, смешить, делать хорошее родителям.

Не допускает к себе других детей. Возбудим, не понимает значения наказаний.

48

 

Распределяет роли в социодраматической игре. Предпочитает друзей по игре, взаимодействует со сверстниками вербапьно, иногда физически. Исключает нежелаемых детей из игры.

Не способен понять правила игры.

 

60

 

Использует большой комплекс структур, в основном владеет грамматическими структурами, способен оценивать предложения, делать исправления. Развивает понимание шуток, узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления языка в соответствии с положением и ролью слушателя.

Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени). Не может поддержать разговор. Неправильно использует высказывания. Эхолалия. Редко задает вопросы, если они появляются, то носят повторяющийся характер. Нарушены темп и ритм речи.

 

 

 

Развитие воображения.

Возраст месяцы

Нормальное развитие

 

Раннее развитие при аутизме

 

6

 

Недифференцированные действия с одним объектом.

 

Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования.

8

 

Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объектов. Использование 2-х объектов в комбинации (такое их использование не является социально приемлемым).

Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования.

12

 

Социально приемлемые действия с объектами (функциональное использование объектов). Приемлемо использует 2 или более объектов.

 

 

18

 

Частые символические действия (воображает разговор по телефону, процесс питья). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребенка.

Активная роль деятельности, похожей на игру.

 

24

 

Часто применяет правила игры к куклам, игрушкам. Действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (гладит белье). Развиваются несколько последовательных действий (накор­мить куклу, укачать ее). Игра приводится в действие с помощью игровых предметов.

Небольшая любознательность, исследовательская деятельность окружающей среды. Необычное использование игрушек, волчков, щелчков. Расположение игрушек по линии.

 

36

 

Перепланировка символической игры — объявление о попытке и поиске нужных предметов. Замена одного объекта другим. Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность (кукла, имеющая свою кружку).

Часто произносит названия объектов. Не владеет символической игрой. Продолжительные, повторяю­щиеся моторные движения, пока­чивания, кружение, походка на носках. Долгий взгляд на свет и т.д. У многих — хорошие моторно-зрительные манипуляции.

48

 

Социодраматическая (творческая) игра с 2 или более детьми. Пантомима для обозначения предмета, в котором нуждается. Темы реальной жизни могут иметь реальное значение длительное время.

 

Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на кукол (выступает в роли ведущего лица). Символическая игра (если есть) ограничена простыми повторяющимися действиями. По мере развития навыков творческой игры проводит много времени, не занимаясь игрой. Многие не комбинируют игрушки в игре.

60

 

Речь очень важна при представлении темы, распределении ролей и разыгрывании драмы.

Нет способностей к пантомиме. Нет социодраматической игры.

 

 

 

Внимание! Таблица данных развития детей с аутизмом не может рассматриваться слишком буквально. Во-первых: ранние стадии аутизма полностью не изучены. Во-вторых очень важны индивидуальные особенности. В результате этого, часть родителей не распознают некоторые особенности развития детей, указанные в таблице.

3.4 Помощь аутичному ребенку

Коррекционная работа с аутичным ребенком, конечно же, должна проводиться комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником.

Но оказать посильную помощь ребенку с нарушениями в общении может и воспитатель детского сада, в котором малышу иногда приходится проводить большую часть времени. Основная задача воспитателя — вовлечь такого ребенка в индивидуальную и совместную деятельность.

1.    Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: что делать в первую очередь, после этого, как закончить. Им непонятно, зачем на физкультурных занятиях надо, например, бегать по кругу и как долго надо продолжать это. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: пробегая каждый раз мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут убраны, перейти с бега на шаг, а пройдя еще 1 круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок видит план своих действий и становится более спокойным. Именно поэтому аутичным детям очень помогает адаптироваться в группе ежедневное планирование своей деятельности, предусмотренное технологией "Шаг за шагом".

2.    В каждом центре активности для аутичного ребенка следует разместить пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Образец таких карт можно найти в любой игрушке из "Киндер-сюрприза".

3.    Для аутичных детей, которые часто бывают медлительны при сборах на прогулку, на шкафчике можно сделать специальную маркировку, отражающую последовательность действий ребенка.

А в группе маркировка предметов (тоже предусмотренная технологией "Шаг за шагом") поможет ребенку придерживаться определенных стереотипов, облегчит ориентировку в пространстве и придаст ему чувство уверенности. Таким образом, маркировка является той визуальной поддержкой, которая необходима для снижения уровня тревожности эутичных детей.

4.    Так как дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. В детских садах, работающих по технологии "Шаг за шагом", успешно используется эта практика: дети сами расставляют карандаши по цвету в отдельные контейнеры, кубики раскладывают на полку по размеру, опять-таки следуя маркировке и т.д.

5.    Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена и пространственная ориентация. Поэтому полезным будет размещение в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Коллега Вайолет Оклендер, Saliba, утверждает, что для того, чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребенком, взрослый должен проявить гибкость. Не надо заставлять его делать то, что запланировано Вами, лучше последовать за его интересами и стремлениями. Вот как описывает один из случаев, происшедших в практике этого психолога, Оклендер: "Шон (5лет) в полный рост стоял перед зеркалом, не обращая внимания на призывы поработать вместе над головоломкой. Тогда она подошла к нему сама, села возле зеркала, не говоря ни слова, и стала наблюдать за тем, как он зассматривал себя в зеркало и ощупывал свое лицо. Она понимала, что он действительно  созерцал себя. Внезапно он заметил, что в зеркале было также и ее отражение. Это удивило его и привело в восторг. В течение 20 минут Saliba не произнесла ни одного слова, не отдала ни одной команды. Потом она начала называть части его лица по мере того, как он показывал на них, глядя в зеркало, но промолчала, когда он дошел до рта. Он выжидательно глядел на нее в зеркало и потом выкрикнул : "Рот".

6.    С цепью улучшения осознания аутичным ребенком его тела можно использовать занятие, которое тоже успешно проводится воспитателями в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или сверстники обводят контуры его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, заполняют этот контур.

7.    Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики Puzzle и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

8.    Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия аутичного ребенка можно использовать такие игры, как Волшебный мешочек", "Угадай предмет". А так как эти дети любят складывать головоломки, будет полезным предложить им сделать это на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок дети любят складывать с закрытыми глазами любимые ими "Рамки Монтессори")

9.    На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется привлекать их не к сюжетно-ролевым играм, где необходима диалоговая речь, а прежде всего к играм с жесткой последовательностью действий и с четкими правилами. Каждую такую игру обязательно многократно проиграть для закрепления игрового штампа.

10.В том случае, если занятия с аутичным ребенком проводятся за столом, желательно сделать разметку рабочего места: нарисовать на парте контуры тетради (или индивидуального рабочего листа), линейки, ручки.

Если ребенок работает в прописях, ему поможет в выполнении задания указание направления движения руки.

11.Для аутичных детей рекомендуется выполнение таких графических заданий, в которых он должен узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать, его полностью.

12.Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый "работает" руками ребенка, пишет в буквальном смысле вместе, держа один карандаш, букву или рисует.

Нельзя забывать, что любой телесный контакт, упражнение на расслабление будет способствовать снижению уровня тревожности ребенка.

13.Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания для них, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и Ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность в себе.

14.Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, легкое физическое истощение, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой, что становится возможным благодаря наличию почти в каждой группе трех воспитателей.

15.Дпя улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка в детском саду необходима терпеливая работа воспитателя. Схема, план одной группы или всего д-с. с указанием расположения предметов, последовательное описание режимных моментов в группе в виде символов помогут в этом. Однако формапьный подход в выполнении этого совета недопустим. Кроме того, что воспитатель составит и повесит в группе эти схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы.

16.Как мы уже говорили выше, детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Чтобы переключить их с собственного патологического стереотипного ритма на другой, можно использовать эмоционально насыщенные ритмические игры и упражнения, танцевальные движения. Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.

17.Если аутичный ребенок не принимает инструкций и правил, которые мы, стараясь помочь, предлагаем ему, ни в коем случае не навязывайте и не внедряйте это насильно. Лучше прислушайтесь и присмотритесь, что и как хочет делать сам ребенок, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно, и это поможет вам наладить с ним контакт.

 

3-5 Работа с родителями аутичного ребенка.

Аутичный ребенок, где бы он ни находился, дома или в детском саду, зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или в крайнем случае "около" детей. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мимолетному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях, страхах.

Воспитатель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность и время, чтобы вести такого рода целенаправленное и непрекращающееся ни на минуту наблюдение. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и иметь возможность оказать ему помощь в адаптации в детском саду, воспитателю необходимо работать в тесном контакте с родителями аутичного ребенка. По запросу родителей может проводиться и разъяснительная работа.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, должны научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства, эмоции словами.

Кроме того, родители могут использовать семейное чтение. Причем, рекомендуется медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев, обстоятельств, логики поступков. Многократно повторенные чтение и обсуждение способствуют тому, что ребенок учится лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы снижают тревожность и повышают его уверенность в себе.

Для укрепления контактов воспитателей и родителей, для оказания более эффективной помощи ребенку желательно, чтобы его близкие (мама, папа, бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу детского сада. Благодаря совместным усилиям ребенок быстрее и легче сможет пройти процесс адаптации к окружающей обстановке.

Работая с аутичными детьми, следует развивать их воображение, обучать эффективным способам общения со сверстниками и одновременно стараться адаптировать ребенка к условиям окружающего мира. Для аутичных детей мы предлагаем следующие игры и упражнения.

3-6 Психокоррекция аутичного поведения ребенка

Игра "ШАГ НАВСТРЕЧУ"

ЦЕЛЬ: Развитие эмоциональной сферы ребенка, умения понимать других детей.

СОДЕРЖАНИЕ: Дети, разбитые на пары, встают лицом друг к другу, соединяют свои ладони с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладоней. Затем еш шаг назад и еще... При этом необходимо смотреть в глаза партнера. Отступление продолжается как можно дольше. После того, как отступать дальше будет некуда, можно двигаться навстречу друг другу. Ладони при этом не отпускать.

ПРИМЕЧАНИЕ: Упражнение можно проводить под тихую спокойную музыку.

Игра "ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА И СОЛДАТ"

ЦЕЛЬ: Эта простая игра поможет детям расслабиться, снять напряжение.

СОДЕРЖАНИЕ: Все встают так, чтобы вокруг каждого было свободное место. Руководитель игры показывает детям положение тела солдата, вытянувшегося в струнку, одеревеневшего, неподвижного, предлагая им повторить позу, после чего, наклонив корпус вперед, опустив вниз расслабленные руки, болтающиеся как тряпки, предлагает детям повторить эту позу тряпичной куклы. Упражнение повторяется несколько раз подряд на усмотрение руководителя, пока он не определит, что достигнут желаемый результат. После этого все встряхивают руками, словно хотят избавиться от капелек воды. Стряхивают "капли" со спины, волос, верхней части ног и ступней.

Игра "ЩЕПКИ НА РЕКЕ".

Игра призвана создать спокойную, полную доверия атмосферу.

СОДЕРЖАНИЕ: Дети встают в две шеренги лицом друг к другу на дистанцию чуть большую вытянутой руки. Это — вода одной рреки. По ней "плывут щепки". Ребенок — "щепка" начинает движение по "реке". Скорость, направление движения "щепки" произвопьны, хаотичны. Задача "реки" направить щепку по "руслу". Когда "река" закончится, "щепки" становятся в ее конец, сами ее удлиняя.

"МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

ЦЕЛЬ: Игра поможет еще больше сблизить детей, если в группе установилась доверительная атмосфера, и ребята не конфликтуют. Эта игра дает детям новые впечатления от музыки.

МАТЕРИАЛЫ: Одно шерстяное одеяло, записи коротких произведений мягкой музыки.

СОДЕРЖАНИЕ: Изъявивший желание ребенок ложится на одеяло, 8-9 детей становятся рядом на колени, легко кладут кончики пальцев на его руки, голову, плечи и под звуки музыки мягко постукивают по нему. Говорить при этом не стоит, только лежащий ребенок может высказать свои пожелания прикасаться потише или вообще прекратить. После игры надо ребенку дать возможность пережить и прочувствовать полученный опыт.

Игра "БЫСТРЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ"

ЦЕЛИ: Развитие воображения.

СОДЕРЖАНИЕ: Дети под музыку движутся по группе. В момент прекращения музыки все застывают в позах, обозначенных руководителем игры. Варианты поз: баба-яга, робот, грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, улыбающийся манекен, боксер перед боем, певец, заслуживший аплодисменты.

Игра "ПТЕНЦЫ"

ЦЕЛИ: Установление в группе спокойной атмосферы, концентрации внимания детей. Развитие внимания детей.

СОДЕРЖАНИЕ: Дети-птенцы сидят в кругу, опустив головы на руки. При появлении птицы-матери кто-то из птенцов высоким голосом, не поднимая головы, издает писк. Птица-мать пытается угадать издавшего звук и кладет ему руку на голову. Если птенец угадан верно, то он поднимает голову. Смена играющих происходит, когда угаданы все птенцы.

Игра "НЕОЖИДАННЫЕКАРТИНКИ".

ЦЕЛИ: Развитие у детей понимания вклада каждого в общее дело-рисунок, развитие воображения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: Дети в кругу рисуют каждый свой рисунок. По команде воспитателя передают свой рисунок соседу, продолжают его в течение 2-3 минут. Игру можно считать оконченной, когда рисунки возвращаются к начавшим их рисовать.

ПРИМЕЧАНИЕ: Игру можно оживить музыкальным сопровождением. Паузы в нем могут служить командой на смену рисунка.

Игра "ПОКАЖИ НОС".

ЦЕЛИ: Оказание помощь аутичным детям в осознании, ощущении своего тела и пространственной ориентации.

СОДЕРЖАНИЕ: Воспитатель, называя части тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если дети поняли инструкцию и включились в игру, можно в нее внести элементы разнообразия и оживления, показывая рукой не те части тела, которые названы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    К. Гилберт, Т Питерс "Аутизм: медицинские и педагогические аспекты".

2.    Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева "Как помочь "особому" ребенку".

3.    Л.А.Нисневич. Пособие "Детский аутизм".

Категория: Мои файлы | Добавил: supra
Просмотров: 295 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: