Вторник, 21.05.2024, 06:31
Приветствую Вас, Гость

Конспект консультации для родителей в подготовительной группе №1 на тему:

«Я бы в школьники пошёл, пусть меня научат».

Время проведения: март.

Форма проведения: встреча.

Продолжительность: 1 – 1,5 часа.

Цель: Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

Предварительная работа:

а) проведение анкетирования родителей: «Определение  готовности ребенка к школе» (Приложение1),

б) проведение с детьми опроса или тестирования «Хочу ли я в школу?» (Приложение2),

в) интервьюирование детей с целью определить характер детских переживаний «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?»,

г) оформление выставки литературы по подготовке детей к школе,

д) разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

Ход консультации:

Воспитатель: На персональном сайте «Лучики», мною в сентябре 2015 года была размещена статья «Психологический портрет первоклассника».

Из статьи можно узнать, что существует несколько видов готовности к школе, а именно:

  1. Педагогическая готовность,
  2. Интеллектуальная готовность,
  3. Мотивационная готовность,
  4. Эмоционально-волевая готовность,
  5. Коммуникативная готовность.

В детском саду, в рамках занятий, мы учим детей считать; развиваем мелкую моторику, фонематический слух; знакомим с буквами; решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Запланированы беседы с детьми на темы, например:

·        Я не могу справиться с полученным заданием;

·        Я поссорился с товарищем;

·        Мне стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);

·        Я хочу спросить о чем-то учителя, но стесняюсь и т.д.

Воспитатель: Сейчас, я хотела бы обсудить с вами полученные результаты, выявленные в ходе анкетирования родителей «Определение готовности ребенка к школе».

Большинство родителей наших воспитанников считают, что дети готовы к обучению в школе. Почти все дети ответили утвердительно на вопрос: «Хочу ли я в школу?».

А вот результаты интервьюирования «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?» (типичные высказывания): «…подарков, чтобы не ругали, а, наоборот, хвалили и т. д.» (от родителей); « хвалили за хорошее поведение, уважали, говорили: «Ты – молодец!» и т.д. (от учителя). Дети хотят идти в школу, потому что там: «интересно;  учат тому, что мы ещё не знаем; спать не надо, будет весело, мои друзья и т.д.».

Родители обсуждают полученные результаты.

Воспитатель: Уважаемые родители! Хотелось бы  предложить вам несколько игр, которые помогут вам определить, готов ли ваш ребёнок стать первоклассником.

Игра в школу.

Обратите внимание, какую роль выберет ваш ребёнок. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

Насколько у малыша развита волевая готовность к школе, помогут определить настольно-печатные игры с правилами, срисовывание по образцу.

Важна также механическая и логическая память ребёнка: по средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через 1 час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты хуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам. Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья. Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать песни В. Шаинского и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причинами может явиться следующее поведение родителей:

  • не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
  • не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
  • на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
  • не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.

В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.                                                                                                                    Многие родители самостоятельно обучают своих детей грамоте, счёту, решению арифметических задач. Главное здесь, учить детей по методикам, используемых в детском саду и в школе. Хотела бы ознакомить вас с методикой звукового анализа слов. На персональном сайте выложен «Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».                                                                                                                                     Для подготовки к школе достаточно грамотных занятий с воспитателем в детском саду и систематических самостоятельных  уроков со своим малышом дома.                                                                                                               Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит не в том, чтобы обучить кроху чтению и письму. Главное – сформировать и постоянно поощрять у ребенка познавательный интерес.                                                                               Из анкет, предложенных родителям, я поняла, что многие родители не знают « Как приохотить ребёнка к чтению». Понимают, что насильно заставлять ребёнка читать нельзя, а как по-другому не знают.                                                                                     

 Воспитатель: Предлагаю родителям разделиться на две группы, и, используя технологию «Мозговой штурм», предложить пути решения двух проблем:

« Как приохотить ребёнка к чтению?» (группа 1),

«Как развить у ребёнка познавательный интерес?» (группа 2).  

Результаты работы группы 1:                                                                                                                                                   

-Окружите детей книгами,                                                                                                                                            

 -Покупайте детям яркие, красочные книги,                                                                                                                  

-Читайте перед сном,                                                                                                                                                  

-Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное,                                                                                                         

-Читайте с ребёнком по очереди,                                                                                                                           

-Читайте много сами и т.д.                                                                                                                                 

Результаты работы группы 2:                                                                                                                          

 -Через общение со взрослыми,  чаще ходить с сыном или дочерью на природу, рассказывать о чудесах окружающего мира - как движутся облака, как маленькое зернышко становится хлебом и т. д.,                                            -Посещение театров, выставок, музеев вместе с детьми - обязательное условие развития их познавательных интересов,                                                                                                                                                          ------Создавать ситуации, будто бы вы что-то забыли или не знаете,                                                                                     

  -Занятия по интересам,        

 -Детское экспериментирование и т.д.

Воспитатель: Хочется ознакомить присутствующих с примерным режимом дня первоклассника.

Утро: Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо в этот период времени постараться обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей, а учиться общению с детьми в сложных условиях.

Дорога до школы. Использовать путь до школы в качестве неторопливой прогулки перед школой. Поэтому из дома лучше выходить заранее.

Занятия в школе.

Дорога из школы домой. Нужно сделать постоянным требование: после школы – сразу домой, а все остальное – после обеда.

Переодевание после школы.

Обед.

Свободное время. Возможно его использование на сон, прогулку, отдых, выполнение посильной работы по дому, регулярной и контролируемой со стороны взрослых. Стоит прислушаться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:

·        не менее 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;

·        30-40 минут на посильную работу по дому;

·        1 час на самообслуживание;

·        оставшееся время на кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования;

·        на подготовку домашних заданий учащимся 1 класса отводится 1 час времени.

Вечером следует отвести время для общения с ребенком, непродолжительного просмотра детских передач по телевизору или работы на компьютере.

Подготовка ко сну.

Ночной сон.

Это основные элементы режима дня ученика 1 класса. Приучать ребенка к такому режиму дня следует до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям. Роль режима дня станет нормализующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Но работы для этого предстоит проделать очень много. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня висела над рабочим столом первоклассника.