Суббота, 14.06.2025, 15:09
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА
15.09.2015, 23:07

Краткое описание того, что должен знать и уметь ребенок, начинающий обучаться в школе.

1. Педагогическая готовность:

– навыки чтения (по слогам или бегло)

– навыки письма (печатными буквами, либо короткие слова прописными)

– навыки рисования;

– звуковая культура речи (чистая речь);

– умение развернуто ответить на вопрос;

– хороший словарный запас;

– хорошая общая осведомленность.

2. Интеллектуальная готовность:

– дифференцированность восприятия как основа мышления;

– развитое воображение;

– хорошая ориентировка в пространстве и времени;

–развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;

– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

– хорошая  образная память;

–развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

3. Мотивационная готовность:

– выраженность познавательных интересов;

– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:

– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:

– желание общаться со взрослыми и детьми;

– умение установить контакт с учителем;

– сохранение чувства дистанции;

– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);

– умение устанавливать контакт со сверстниками;

– умение войти  в детский коллектив и найти свое место в нем;

– умение выполнять совместную работу;

– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

1. Социальное развитие

  1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.

2.   Общается со сверстниками, знает правила общения.

3.   Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4.   Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5.   Хорошо адаптируется к новой обстановке.

6.   Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

7.   Не избегает общения.

2. Организация деятельности

1.   Может планировать свою деятельность.

2.   Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

3.   Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.

4.   Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

5.   Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

6.   При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

7.   Не отказывается от заданий.

3. Речевое развитие

1.   Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.

2.   Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3.   Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4.   Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5.   Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

6.   В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7.   Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

4. Развитие движений и пространственная ориентация

1.   Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

2.   В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

3.   Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

4.   Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

5.   Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

6.   Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

1.   Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

2.   Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3.   Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).

4.   Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

5.   Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

6.   Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

7.   Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.                                                              

6. Личностное развитие

1.   Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.

2.   Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.

3.   Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.

4.   Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5.   5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

6.   Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7.   Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

7. Здоровье

1.   Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2.   Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

3.   Спокоен, усидчив, нераздражителен.

4.   Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

5.   Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

6.   В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

7.   В речи нет выраженных задержек в развитии.

8. Развитие внимания и памяти

1.   Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

2.   Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3.   Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4.   Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5.   Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6.   Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

Категория: Мои файлы | Добавил: supra
Просмотров: 572 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: